Подчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить себе принципы подчеркивания в исходных классах, то еще легче ребенку будет обучаться в старших классах. Все правила российского языка изучаются в исходной школе, дальше идет только наработка опыта их внедрения.
Орфограммы — это буковкы в слабенькой позиции. Что это означает? Это те места в слове и предложении, где кто-то в состоянии сделать ошибку вопреки правилам либо словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, постоянно встает вопросец как ее выделить.
Принято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — 2-мя.
Перечень неотклонимых орфограмм первого класса
-
Большая буковка сначала предложения.
Имена собственные.
Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
Мягенький символ – показатель мягкости.
Разделительный мягенький символ*.
Сочетания ЧК-ЧН.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
Парные согласные в слабенькой позиции (непонятные согласные) в конце слова.
Парные согласные в слабенькой позиции (непонятные согласные) в конце и середине слова.*
Имена собственные.
Предлоги.
* Разделительный мягенький символ проходится не во всех программках первого класса.
* Парные согласные в слабенькой позиции (непонятные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программках первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Зацветают ландыши. Вот стремительно бежит колющийся ёж. Пищат лохматые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Эталон устного разбора
Мы — пишем с большенный буковкы. Орфограмма – начало предложения пишется с большенный буковкы.
С – это предлог. Означает, пишется раздельно от слова.
Машей — пишем с большенный буковкы. Орфограмма – имя собственное пишется с большенный буковкы.
Идём – орфограмм нет.
Гулять – орфограмма — мягенький символ показатель мягкости.
В – это предлог. Означает, пишется раздельно от слова.
Чащу – ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буковкой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Чащу – щу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буковкой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
. – В конце предложения ставится точка.
Зацветают — пишем с большенный буковкы. Орфограмма – начало предложения пишется с большенный буковкы.
Цвету́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Непременно ставим ударение, чтоб показать, что гласная безударная).
Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буковкой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. – В конце предложения ставится точка.
Вот – пишем с большенный буковкы. Орфограмма – начало предложения пишется с большенный буковкы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Бежи́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
Бежит — жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буковкой И. Ж подчеркиваем 2-мя, И одной.
Колю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.
Ёж – орфограмма — парная согласная в слабенькой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
. – В конце предложения ставится точка.
Пищат – пишем с большенный буковкы. Орфограмма – начало предложения пишется с большенный буковкы.
Пищáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
Пищат — ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буковкой А.
Лохматые — ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буковкой И.
Мышки — орфограмма парная согласная в слабенькой позиции. Проверочное слово мы́ши.
. – В конце предложения ставится точка.
Птички — пишем с большенный буковкы. Орфограмма – начало предложения пишется с большенный буковкы.
Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягенького знака. ЧК подчеркивается 2-мя чертами.
Вьют – орфограмма – разделительный мягенький символ.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Большие буковкы, знаки препинания, ь показатель мягкости необходимо выделить одной чертой.
2. Подчеркиваем буковкы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях — 2-мя чертами, гласную одной.
чашечка
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн 2-мя чертами.
очки
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем 2-мя чертами.
лови́л — улóв
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней — 2-мя.*
дуб — дубы, ложка — ложек
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную необходимо выделить тоже 1 чертой, а последующую за ней буковку — 2-мя. Если непроизносимой согласной нет — подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове — первую буковку буквосочетания одной, а вторую за ней — 2-мя чертами.*
местный — пространство, страшный — небезопасен
8. Разделительный мягенький символ либо жесткий символ необходимо выделить одной чертой, а буковкы, которые он делит — 2-мя.
семья
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
коллаж
*некие учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать 2-мя, а гласную за ней — одной чертой.
С 4-ого класса при обозначении орфограммы учитель может добиваться обозначить часть слова, в какой найдена орфограмма — приставку, корень, суффикс либо окончание.
Источник: