В учебниках русского языка часто встречается задание сделать морфологический разбор слова, то есть нужно разобрать его как часть речи. Хотя признаки части речи в разных учебниках отличатся не могут, но оформление и порядок разбора все же отличается. На этой странице мы приведем образцы морфологического разбора имени существительного, прилагательного и глагола из учебника за шестой класс, авторы Ладыженская, Баранов. Разбор актуален на конец 6 класса и охватывает весь материал, изученный за этот учебный год. В седьмом будем разбирать так же, практически ничего нового не добавится.
План разбора может вам пригодиться, чтобы позаниматься летом, вспомнить прошлогодний материал. Морфологический разбор хотя бы одного слова в день — это хорошая тренировка, вспоминается большой объем информации, практически все, что ребенок учил по русскому с 1 по 6 класс. Если еще и слова брать сложные, с орфограммами, то и правила заодно повторите.
План морфологического разбора имени существительного
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевлённое или неодушевлённое, в) род, г) склонение.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет3 она. (А. Пушкин)
Устный разбор
Свет — имя существительное.
Во-первых, оно обозначает предмет: (что?) свет.
Начальная форма — свет.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, 2-го склонения.
Здесь употреблено в винительном падеже в единственном числе — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является дополнением.
Письменный разбор
Свет — сущ.
I. (Что ?) свет.
Н. ф. — свет.
II. Пост. — нариц., неодуш., м. р., 2-го скл.; непост. — вин. п., ед. ч.
III. Льёт (что ?) свет.
План морфологического разбора имени прилагательного
I. Имя прилагательное. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма;
2) у всех: а) падеж, б) число, в) род (в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Чиста небесная3 лазурь.
Устный разбор
Небесная (лазурь) — имя прилагательное.
Во-первых, оно обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.
Начальная форма — небесный.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — относительное.
Здесь употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является определением.
Письменный разбор
Небесная (лазурь) — прил.
I. Лазурь (какая?) небесная.
Н. ф. — небесный.
II. Пост. — относит.; непост. — им. п., ед. ч., ж. р.
III. Лазурь (какая?) небесная.
План морфологического разбора глагола
I. Глагол. Общее значение
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) возвратность, г) спряжение.
3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Работай3 до поту, так поешь в охоту. (Пословица)
Устный разбор
Работай — глагол.
Во-первых, он обозначает действие: (что делай?) работай.
Начальная форма — работать.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение.
Здесь употреблён в повелительном наклонении, в единственном числе, во втором лице — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Письменный разбор
Работай — глагол.
I. (Что делай?) работай.
Н. ф. — работать.
II. Пост. — несов. вид, неперех., невозвр., I спр.; непост. — повелит. накл., ед. ч., 2-е л.
III. (Что делай?) работай.
Порядок морфологического разбора имени числительного
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (именительный падеж; у порядковых — именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: а) простое или составное; б) количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое.
3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Петя выучил пятнадцать3 английских слов.
Устный разбор
Пятнадцать — имя числительное.
Во-первых, оно обозначает количество: выучил (сколько?) пятнадцать (слов).
Начальная форма — пятнадцать.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: простое, количественное, целое.
Здесь употреблено в винительном падеже — это его непостоянный признак.
В-третьих, в предложении входит в состав дополнения пятнадцать слов.
Письменный разбор
Пятнадцать — числит.
I. Выучил (сколько?) пятнадцать (слов).
Н. ф. — пятнадцать.
II. Пост. — прост., колич., целое; непост. — вин. пад.
III. Что? пятнадцать слов.
Порядок морфологического разбора местоимения
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (именительный падеж единственно-о числа).
2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (у личных местоимений).
3. Непостоянные признаки: а) падеж (если есть); б) число (если есть); в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
К кому-то3 принесли от мастера ларец. (И. Крылов)
Устный разбор
(К) кому-то — местоимение.
Во-первых, оно указывает на лицо: принесли (к ком у?) (к) кому-то.
Начальная форма — кто-то.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: неопределённое.
Здесь употреблено в дательном падеже — это его непостоянный признак.
В-третьих, в предложении является дополнением.
Письменный разбор
(К) кому-то — мест.
I. Принесли (к кому?) (к) кому-то.
Н. ф. — кто-то.
II. Пост. — неопределён.; непост. — дат. п.
III. (К кому?) к кому-то (принесли).
Краткую шпаргалку по морфологическому разбору можно скачать (открывается в ворде) >>
Распечатывайте с узкими полями, тогда все войдет на 1 лист А4.
Источник: