Подготовка к ЕГЭ: вуз мечты или куда хватит баллов?

Содержание:

    Почему нужно поставить цельПервый принцип: измеримая цельВторой принцип: детализация целиТретий принцип: фокус вниманияЧетвертый принцип: не соглашаться на меньшееПятый принцип: ответственность только на тебе

В последние годы будущих абитуриентов можно условно разделить на три категории. Первые выбирают для себя вуз мечты и стремятся поступить туда изо всех сил. Вторые выбирают предметы ЕГЭ, которые реально сдать на проходной балл, и с вузом определяются уже по результатам ЕГЭ — им, в общем, не важно, куда поступать. Третьи ничего не выбирают — это уже сделали родители, а их дело — учиться и достигать нужных показателей. Советы по подготовке к ЕГЭ, которые дает Михаил Ланцман, генеральный директор курсов ЕГЭ и ОГЭ «Lancman School», будут актуальны, скорее всего, только для первого типа абитуриентов. Но вдруг и всем остальным окажется полезно?

Все знают, что подготовиться к ЕГЭ невозможно за месяц до его начала. Однако этот процесс требует не только времени и сил, но и следования определенной системе — она позволяет добиться ожидаемого результата. Что это за система?

Почему нужно поставить цель

Как быть уверенным в том, что вы поступите в вуз вашей мечты? Более того, есть ли у вас вуз вашей мечты? Мечтаете ли вы о поступлении? Если вы хотите достичь чего-то серьезного в жизни, то очень важно мечтать и четко ставить цели перед собой.

Кто-то, конечно, может сказать, что он поступил в вуз и без мечты, и без постановки цели. Мое мнение: это значит, что вы могли бы поступить и в более сильный вуз.

В любом случае, если у старшеклассника есть вуз мечты, то он понимает, ради чего пахать. Это очень важно для мотивации.

Вот несколько принципов работы с целью, которые помогут подготовиться к сдаче ЕГЭ на нужный балл, а в будущем — достигать новых высот.

Первый принцип: измеримая цель

Для того чтобы достичь цели, необходимо ввести параметры, по которым будет четко видно, достигнута она или нет, и на какой процент. В случае ЕГЭ это сделать просто: баллы — четкий критерий для измерения прогресса.

Распространенная ошибка — смотреть на другие параметры: какая оценка у вашего ребенка в школе, какой уровень знания предмета у старшеклассника по вашим ощущениям или какой балл сын или дочь (по субъективным ощущениям) ожидают получить на экзамене. Важно лишь одно — на какой балл сегодня он бы написал настоящий ЕГЭ.

Проверить это можно, написать пробный ЕГЭ. Не стоит писать урезанные версии, в которых каких-то заданий нет, потому что школьник не изучал определенные темы — это помешает объективно оценить ситуацию. Прохождение полной версии поможет сравнить балл, полученный сегодня, с тем, на какой надо написать.

Чтобы узнать требования, посмотрите проходной балл на интересующем факультете в выбранном вузе, прибавьте к нему 10 баллов, чтобы набирать проходной с небольшим запасом, — это и есть измеримая цель.

Второй принцип: детализация цели

Информация о том, что в сумме необходимо будет набрать 200 с чем-то баллов ЕГЭ — непрактична. Надо, чтобы общая цель была детализирована для каждого предмета. Например, вы узнали: проходной балл в вуз — 230, значит, ваша цель — 240 баллов.

Но затем их нужно распределить примерно по такому принципу: если с русским у вас неплохо (к тому же большинство сдают данный экзамен лучше, чем математику), значит, по нему надо набрать 85 баллов, по математике — 75 баллов, по обществознанию — 80 баллов.

Таким образом появляется конкретная цель по каждому предмету. Чтобы к ней прийти, надо ежедневно выполнять определенный участок работы, дабы в конце учебного года не оказаться перед фактом, что цель не достигнута.

Помогите своему школьнику составить план, где будет расписано, к какому месяцу сколько баллов надо набрать. Учитывайте, что необходимое количество баллов надо иметь уже в марте, чтобы было время в запасе.

Предложите ему написать пробный ЕГЭ по каждому из выбранных предметов и посмотрите, на какой балл был бы написан ЕГЭ, если бы это происходило сегодня. Например, в октябре по русскому языку он набрал 40 баллов, а надо 85. Значит, запланируйте, что к ноябрю будет 50 баллов, к декабрю — 60, к январю — 70, к февралю — 80, а в марте — 85. Так появится конкретика и помесячный план, на который можно повлиять. Кроме того, это позволяет отслеживать динамику — есть ли результат.

Третий принцип: фокус внимания

Бизнес-тренеры рекомендуют вешать листочки с целью над рабочим столом не просто так: важно удерживать цель в фокусе внимания. Каждый месяц у вас есть контрольная точка: школьник пишет пробный тест и смотрит на результат. И если нужного прогресса нет, то не стоит ждать чуда — надо его творить. Например, увеличить время на отработку и выполнение домашних заданий, изменить режим дня, сменить курсы или преподавателя. Не надо продолжать заниматься с репетитором просто потому, что ему неудобно отказать — это не причина в итоге не сдать экзамен, от которого, во многом, зависит будущее вашего ребенка.


Четвертый принцип: не соглашаться на меньшее

Когда я в 11-м классе выбирал, куда поступать, то решил, что буду учиться на мехмате МГУ на бюджете. Я твердо знал, что должен учиться именно на бюджете, иначе — это не мое место.

Я набрал максимальные баллы по математике и уже имел проходной балл. Дальше было сочинение, за которое просто надо было получить не 2. Но мне ставят именно 2. На показе работ я увидел, что орфографических и пунктуационных ошибок нет, только отмечены две стилистические и написано: тема не раскрыта!

Я сходил на апелляцию, и филологи там мне объяснили, что это действительно работа на двойку. Когда я вышел оттуда, ко мне и моему папе подошли дяди, которые предложили подать документы на платное отделение. Но я знал, что если не поступлю на бюджет — значит, это просто не мое место.

Потом на центральной апелляционной комиссии мне подняли оценку до тройки, и я поступил на бюджет. Я уверен, что мне помог тот факт, что я не был согласен ни на что другое.

Эта история не про то, что всем надо поступать на бюджет. Сейчас уже намного меньше бюджетных мест в вузах, чем было во время моего поступления.

Но очень многое в нашей жизни определяется именно тем, на что мы согласны: место работы, уровень зарплаты, жилье, круг общения. Поэтому очень важным фактором достижения цели является то, согласны ли мы на что-то меньшее или нет.

Помогите выпускнику поставить планку, меньше которой просто нельзя сдать — и пусть работает до тех пор, пока не добьется нужного результата.

Пятый принцип: ответственность только на тебе

Намного проще найти того, кто виноват в наших бедах, чем взять на себя ответственность за результат. Убедите чадо, что пора брать ответственность за свою жизнь: от того, куда он сможет поступить, будет зависеть его окружение, где он будет работать, сколько зарабатывать. И для этого стоит сделать все, чтобы учиться в лучшем вузе!

Михаил Ланцман

Источник: 7ya.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: