Воспитание детей от 0 до 3 лет — вклад в будущее ваших детей — читайте статьи на портале Плюсмама
В современном мире воспитание и обучение детей дошкольного возраста приобрели новые методы и подходы. Родители и педагоги стали осознавать важность раннего детского развития,появились новые инструменты для достижения этой цели. Предлагаю рассмотреть современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста,которые помогают формировать здоровых,счастливых и образованных будущих граждан.Все мы знаем,что игра является важным и неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Через игру постигаются навыки общения,мышления,игра формирует познавательную активность. одним словом игра-это естественный способ обучения для детей и самый доступный. Современные дошкольные программы включают в себя разнообразные игры,которые развивают креативность,логику,социальные навыки,моторику детей. Игровые методы позволяют детям учиться,не чувствуя нагрузки и создают положительный опыт обучения.
С развитием современных технологий развивается и педагог,воспитатель. Он должен идти в ногу со временем,поэтому применение в своей работе планшетов,интерактивных досок,компьютерных игр и образовательных приложений стало неотъемлемой частью дошкольного образования. Они делают обучение более интересным и доступным,а также помогают развивать информационные навыки с самого раннего возраста. Применение таких технологий делают занятия воспитателей и педагогов более интересными и информативными.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Современные методы воспитания ставят перед собой задачу включения детей с различными особенностями в общественные процессы. Инклюзивное образование способствует формированию толерантности и уважения к различиям среди детей,а также помогает детям с особенностями развития развиваться наравне с остальными. Инклюзивное образование в ДОУ включает в себя обучение взаимодействия,помощь в преодолении сложностей развития,подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению,учитывая особенности каждого ребенка. В результате такой работы,дети становятся полноценными членами общества. И очень важно,чтоб такое образование становилось повсеместной практикой и правильно понималось и исталковывалось родителями и педагогами.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Этот метод обучения позволяет детям самостоятельно решать задачи и проблемы,стимулируя их аналитическое мышление и творческую активность. Дети,участвующие в проблемном обучении развивают навыки самостоятельности и решения конфликтов. Проблемное обучение активизирует мыслительные процессы детей,придает критичность мышлению,приучает к самостоятельности в процессе познания. Это очень важный и нужный метод и его использование в процессе обучения приводит ребенка к самоанализу,ребенок учится оценивать,рассуждать и объяснять свои поступки.
ОБУЧЕНИЕ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.
Важным аспектом современных методов воспитания является активное времяпрепровождение на свежем воздухе. Проведение занятий на улице способствует физическому развитию детей,укрепляет их здоровье и развивает интерес к природе. Сюда мы включаем различные экскурсионные походы,»экологические»тропы,походы,прогулки по паркам. Данный метод объединяет взрослых и детей,делает коллектив сплоченнее,расширяется кругозор ребенка,приобретается новый опыт.
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Важной частью современных методов обучения и воспитаниям детей является семейное воспитание. Родители становятся активными участниками образовательного процесса,обеспечивая поддержку и стимулируя интерес к обучению вне детского сада или школы. Обучение,таким образом,идет параллельно с образовательным учреждением,родитель выступает помощником этого процесса. Такой метод очень действенен,если ребенок,по каким то причинам долгое время не может посещать образовательное учреждение.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ.
Для успешной адаптации в современном обществе дети должны развивать социальные навыки. Методы обучения сосредотачиваются на коммуникации,сотрудничестве и понимании других людей,что важно для формирования эмоционального интеллекта. Проводить с детьми беседы на темы патриотизма,финансовой грамотности,уважение к другим национальностям и их культуре,беседы об сохранении окружающей среды и т. д. очень важно начинать с раннего возраста и формировать у детей эти понятия.
Итак,современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста направлены на создание оптимальных условий для разностороннего развития ребенка. Они учитывают специфику детского возраста,индивидуальные особенности каждого ребенка и требования современного общества. Важно помнить,что ключевым элементом успешного образования остается заботливое и любящее отношение к ребенку,которое стимулирует его любознательность и желание постигать все новое.
Воспитать ребенка по Ушинскому
Родители, педагоги и психологи отмечают, что современные дети зачастую не умеют играть, испытывают сложности в общении со сверстниками, не способны работать в команде, у них нет привычки трудиться. Есть проблемы и учебой, и с поведением: нет мотивации к учебе, нет послушания родителям и понимания, зачем вообще слушаться, нет должного уважения к учителям, они не переживают из-за опозданий или несделанного домашнего задания, не умеют вести себя в обществе. И конечно, зависят от гаджетов.
Иногда нам кажется, что современный мир и его информационное пространство работают против нас — настолько наши дети погружены в него с младенчества. Но мы можем призвать на помощь педагогический опыт прошлых веков и вернуться к наследию русской системы воспитания.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871) — основоположник научной педагогики в России, реформатор народной школы, автор первых учебников на русском языке. Идеи Ушинского для XIX века были новаторскими. Он первым заговорил о том, что воспитатель должен понимать законы человеческой природы, то есть психологию и физиологию ребенка. Особенно важное место он отводил изучению души, душевных чувствований, наблюдению за тем, как они действуют и возрастают в человеке.
1. Воспитание чувств
Ушинский считал, что, прежде чем развивать ум, необходимо воспитывать в ребенке нравственность и чувства. Большинство современных родителей с самого раннего возраста уделяют внимание интеллектуальному развитию малыша. Не многие задумываются о том, насколько важно и необходимо заниматься воспитанием чувств: доброта, сострадание, отзывчивость, совестливость, честность не развиваются сами по себе. Даже если эти качества есть в ребенке, они нуждаются во внимании, в пестовании.
Фото R.D. Smith on Unsplash
Ушинский был убежден: не бывает ни врожденных пороков, ни врожденных добродетелей, ошибочно считать, что все дети изначально добры и участливы. Или наоборот, думать, что каждый ребенок от природы жаден и эгоистичен. В каждом человеке изначально есть лишь определенные задатки, которые можно или развивать, или гасить. Поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход и трезвая оценка родителями своих воспитательских возможностей — в борьбе с природой мы не всемогущи, но и не бессильны.
Раннее и дошкольное детство, особенно возраст около пяти лет, — это самый благоприятный период для воспитания чувств. Важно учить ребенка обращать внимание на собственные эмоции и эмоции других людей.
Как воспитывать чувства? Своим примером и опираясь на книги, мультфильмы мы можем научить ребенка благодарить, сочувствовать, отзываться на события в жизни других людей, помогать. В семье понятными объектами заботы могут стать младшие дети, бабушки и дедушки, домашние животные.
А еще Ушинский писал, что воспитывать детей мы должны для Царствия Небесного. Он разграничивал рассудок и разум, сознание — плод рассудка и самосознание — плод разума. Развитие разума, в котором действует дух, заставляет его двигаться вперед. А цель лежит вне человеческой жизни и вне человеческого сознания. В Царствии Небесном. Так воспитание «по Ушинскому» подразумевает смещение акцента с жизни тела на жизнь души.
Воспитание чувств — это то, что приводит в должное равновесие телесные и душевные стремления ребенка. А затем нужно «до того развить душевные, чтобы они собственной своей силой взяли перевес над телесными», — пишет Ушинский.
2. Воспитание воли
Увлечение умственной деятельностью, в том числе и в занятиях с детьми, — это характерная черта нашего времени. Очевидно, такая тенденция проявлялась и во времена Ушинского, и он считал ее неполезной: «Умственное развитие должно идти рука об руку с физическим развитием и воспитанием воли. В процессе воспитания должны крепнуть воля и сознание в ребенке».
Часто ли эта мысль звучит в современной педагогике? Больше приходится слышать о безусловном принятии, которое, конечно, необходимо, но как будто ставит под сомнение воспитание личности, смиряясь с «данностью» природы ребенка.
Фото Wes Hicks on Unsplash
По убеждению Ушинского, задача воспитателя не только в том, чтобы развить телесные силы и умственные способности ребенка, но и в том, чтобы подчинить их свободной воле человека. Конечно, это процесс, и процесс длительный. И на этом пути стоит отмечать даже маленькие успехи.
Встать пораньше в выходной ради того, чтобы поехать с дедушкой на рыбалку — это волевое решение, и на это способен уже пяти-шестилетний ребенок, за что его, безусловно, стоит похвалить. Для подростков часто становится важной работа над своей внешностью, физической формой. Заставить себя регулярно тренироваться — это настоящая победа над собой. Если ребенок посещает спортивную секцию, польза будет не только для здоровья. Секции — помощники родителей в формировании у детей силы воли, чувства ответственности, они учат порядку и дисциплине.
Важное замечание: воля не воспитывается страхом. По мнению Ушинского, держать ребенка в страхе вредно — и с точки зрения обучения, и с точки зрения формирования характера.
Говоря о стыде как о «помощнике воспитателя», Ушинский не называл это чувство деструктивным, вредным и навязанным обществом, а считал его нейтральным и присущим от рождения каждому человеку, в любом обществе и любой культуре. В воспитательном процессе, по мнению Ушинского, стыд может как исправлять, так и портить — зависит от искусности воспитателя.
3. Опасность чересчур раннего развития
Вот в чем Ушинский действительно опередил свое время. Раннее развитие — идея фикс родителей XXI века, и увлекаются ею родители тех детей, в ком рано проявляются способности и сила характера. А именно здесь и кроется ошибка.
«Чем богаче и сильнее природный нервный организм, тем труднее подчинить его контролю самосознания», — пишет Ушинский. Ребенка нужно научить властвовать над своей нервной системой. Эта привычка приобретается постепенно, и вырабатывать ее нужно с детства.
Ушинский предостерегает: чем впечатлительнее ребенок, тем осторожнее с ним нужно обращаться и не давать впадать его нервной системе в раздражительное, возбужденное состояние. А к этому неизбежно ведет раннее развитие. И в результате мы получаем детские неврозы, частые болезни и нежелание идти в школу у детей, перегруженных занятиями еще в дошкольном возрасте.
Фото Juan Encalada on Unsplash
Игра для ребенка намного важнее обучения. Сейчас об этом много говорят психологи и педагоги, но в эпоху Ушинского это звучало революционно. Он удивлял современников, советуя родителям и воспитателям внимательно наблюдать за играми детей, если они хотят лучше их узнать. Понять, какое направление принимают их мысли и воображение, что они примеряют на себя из окружающей действительности. К последнему педагог призывал относиться особенно серьезно, так как здесь открываются склонности детей, которые разовьются в будущем. Он был убежден: игры не проходят бесследно.
Хорошо понимая психологию ребенка, Ушинский отмечал, что дети не любят неподвижных, «готовых» игрушек, которые нельзя изменить по своей фантазии. Игрушки должны следовать за воображением, поэтому «лучшая игрушка — куча песку».
Игры с песком, водой, пластилином и различными массами для лепки очень нравятся детям и не только развивают фантазию, но и успокаивают нервную систему и помогают в работе с детскими страхами.
А какую пользу принесет совместное с родителем изготовление игрушек! Ребенок может самостоятельно вырезать из бумаги и картона, раскрашивать, склеивать. Главное, чтобы поделка не отправилась на полку «для красоты», а использовалась в игре. Интереснее всего играть с тем, что смастерили сами.
Но как подготовить ребенка к обучению, если в детстве он только играл? Ушинский видит первостепенную задачу в том, чтобы научить детей правильно пользоваться своими познавательными возможностями — научить учиться. В первую очередь это означает развивать любознательность и помогать проявлению конкретных интересов ребенка. А внимательный родитель замечает, что интересы появляются у детей довольно рано. Один уже в два-три года так увлечен автомобилями, что различает их по типу кузова и узнает множество марок и моделей. Другая с удовольствием помогает бабушке в огороде и знает названия всех цветов и кустов.
Кроме интересов нужно формировать и поддерживать мотивацию к узнаванию нового, поощрять творчество, развивать воображение, внимание и память. Тут опять же помогут игры, например настольные.
4. Разнообразие и смена деятельности
Ушинский приводит такой пример: заставьте ребенка подолгу идти — он быстро устанет, прыгать — тоже, и стоять, и сидеть. Но, чередуя все эти занятия, он резвится весь день и не устает. Эту особенность родителям стоит взять на вооружение. Причем не только для физических, но и для умственных упражнений с ребенком.
Фото Annie Spratt on Unsplash
Слишком долгая и однообразная деятельность губительна. Частая смена деятельности помогает ребенку сделать гораздо больше и без усталости. Если выполнение домашнего задания растягивается на часы, у ученика, по наблюдениям Ушинского, ухудшается внимание и память, снижается успеваемость. Можно чередовать выполнение письменных и устных заданий, сложных и простых. Не обязательно начинать с самого тяжелого и неприятного, главное не оставлять его на конец. Перерывы, в том числе и физминутки, необходимы не только в школе, но и при выполнении «домашки». И еще одно важное правило для ученика — не оставлять уроки на воскресенье, пусть этот день будет полноценным днем отдыха.
Ушинский особое внимание уделял врожденному детскому стремлению к движению. Чем младше ребенок, тем больше свободы движений нужно ему предоставить. Тем больше подвижных игр и короче периоды занятий, сидя за столом.
5. Исключение излишеств
Это касается и отдыха, и питания, и развлечений.
Детям необходим отдых. Он должен быть достаточным, но не избыточным. Ушинский отмечает, что недостаток сна ослабляет организм, а излишний сон «усиливает растительный процесс… и делает человека вялым, мало впечатлительным, тупым, ленивым».
Фото Kelly Sikkema on Unsplash
Педагог не обошел вниманием и детский рацион, советуя кормить детей как можно более простой и здоровой пищей в таком объеме, чтобы ребенок был сыт. Он не должен быть ни голоден, ни перекормлен, ни избалован изысканными деликатесами. Еда вообще не должна занимать ум ребенка, как и все телесное не должно мешать развитию души.
Это звучит актуально в нынешнюю эпоху культа детских развлечений, когда в любом торговом центре предлагается миллион вариантов, чем занять ребенка и чем угостить его по специальному детскому меню — молочными коктейлями, мороженым или сладостями.
Лакомства превращаются для детей в цель и даже заменяют любую другую деятельность. Поход всей семьей в кафе — довольно популярный способ провести вместе выходной. Хорошо, если семья планирует выходные и в следующий раз отправится на совместную велосипедную прогулку, вылазку в лес или лесопарк — это для детей целое приключение, которое они будут с удовольствием вспоминать. И возможно, поджаренный на костре черный хлеб окажется вкуснее любого пирожного.
6. Воспитание полезных и искоренение вредных привычек
«Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему», — писал Ушинский. Добрая привычка становится характером.
Привычка содержать в порядке свои вещи, правильно распределять свое время, правильно питаться — как их воспитать? Во-первых, родители должны подавать пример своим детям, а во-вторых, — разумно требовать с детей выполнять установленные в семье правила.
Фото Ernis Adylbekov on Unsplash
Мы формируем у детей привычки уже с младенчества, приучая к определенному режиму дня, создавая ритуалы для засыпания и так далее. И привить определенную, желательную для нас привычку не должно стать большой проблемой — нужно показать и научить, а затем напоминать и контролировать. По наблюдениям психологов, на формирование привычки в среднем уходит 21 день. Во всяком умении важны привычка и навык.
Во все времена у человека найдется и множество вредных привычек. Об их искоренении Ушинский рассуждал как истинный христианин. Он считал, что, пока жив человек, он может измениться. Взрослому это дается непросто, но все же он может идти к этому сам. Детям же не обойтись без помощи родителей.
Наиболее часто у современного родителя возникает вопрос, как отучить ребенка от гаджетов. У Ушинского есть на это универсальный ответ: прежде всего необходимо вникнуть в причины и действовать против причин, а не следствий. Правило борьбы с вредными привычками таково: удалять всякий повод к действиям, происходящим от вредной привычки, и одновременно направлять в другую сторону. Просто запретить и отобрать недостаточно, нужно дать замену деятельности. Занять ребенка полезным и в то же время интересным для него делом.
7. Стремление души к деятельности
«В основе всех душевных стремлений — стремление души к деятельности». Это важнейший постулат Ушинского. Мы наблюдаем это стремление у малышей, у школьников, подростков. С возрастом сила этого стремления идет по нисходящей. А оно не должно угасать ни у старших детей, ни у взрослых. Стремление к деятельности — это потребность души, которая требует лишь соответствующей возрасту пищи и условий. И одно из необходимых условий — существование препятствий: без них и сама деятельность невозможна.
Фото Annie Spratt on Unsplash
Изучив природу чувства интереса и чувства скуки, Ушинский пришел к однозначному выводу: интересно для нас то, что дает посильную работу нашей душе, а единственная причина скуки — недостаток душевной деятельности.
Проблема в том, что современный мир не приветствует труд души в принципе. Зато предлагает множество вариантов, чем ее заменить, — и дети попадают в ловушку Интернета, телевидения, соцсетей. А дать настоящую работу душе может лишь реальная жизнь, например ситуация, в которой ребенку приходится делать нравственный выбор, обсуждение этой ситуации.
Хорошая привычка — вечерние разговоры с детьми. Вспомнить прошедший день, поделиться тем, что волнует нас, взрослых, рассказать что-то из своего детства (дети это обожают), обсудить пережитое, почитать вместе книгу, главу из Евангелия, побеседовать о содержании.
В наших силах нащупать интересы ребенка, дать ему материал для работы, душевной и физической, предоставить самостоятельность и быть готовыми помочь в преодолении препятствий. Все это требует усилий и включенности в его жизнь, но это и есть воспитание. Ушинский пишет исчерпывающе: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда — вот полное определение цели педагогической деятельности».
Календарь развития ребенка
Долгие месяцы ожидания и волнений позади, а нелегкий труд и бесконечное терпение молодой мамы, прошедшей через роды, оценены по достоинству. И вот на руках у новоиспеченных родителей оказывается крошечный малыш, который навсегда меняет их жизнь, привнося в нее сотни забот и миллионы радостных моментов. Новорожденный только кажется беспомощным. На самом деле, познакомившись с новым членом семьи поближе, родители понимают, что ребенок в первые недели и месяцы жизни уже многое умеет и еще большему учится.
В течение года из сладко сопящего комочка он превратится в маленького, но уже вполне разумного человека, который будет самостоятельно сидеть, передвигаться, играть и болтать на своем собственном языке. А еще принимать непростые решения: «Есть или не есть цветную капусту?» Дети первого года жизни ставят эксперименты и делают логические умозаключения: «Если я бросаю ложку, она падает и звенит!»
Развитие ребенка по месяцам идет очень быстро — день за днем малыш меняется у вас на глазах. Каждый новый навык — большая радость для родителей, но вместе с переменами приходят и новые вопросы:
- Стоит ли волноваться, если темпы набора веса снижаются на шестом месяце жизни?
- На какие особенности нужно обращать внимание при проведении медицинских осмотров?
- Как организовать режим дня малыша, ведь в первые недели жизни он спит 18 часов в сутки, а к 12 месяцам только 1 раз прерывается на дневной сон?
- Когда ребенок уже понимает слово «нельзя»?
Чтобы помочь молодым родителям, мы создали календарь развития малыша по месяцам. Он позволит сравнить показатели на весах с нормами, понять, каких достижений можно ждать в первый год жизни ребенка, узнать об особенностях детского здоровья, секретах прикорма и веселых играх, помогающих активному развитию малыша до года.
МесяцРост, смВес, гНавыкиСонПитание
1 | Мальчики: 53–56
Девочки: 52–55 |
Мальчики: 4,1–4,9
Девочки: 3,8–4,6 |
Следит глазами за движущимися предметами
Поворачивает голову на звук |
Около 16 часов, без различий между днем и ночью, сон более 5 раз в сутки | Только грудное молоко или детская смесь № 1 |
2 | Мальчики: 57–60
Девочки: 56–58 |
Мальчики: 5,1–6
Девочки: 4,7–5,6 |
Поднимает голову и недолго удерживает ее
Узнает родителей и радуется их приходу Подносит руки к лицу Улыбается Начинает «гулить» — произносить гласные звуки |
Около 15 часов, ночью — чуть дольше, чем днем, сон более 5 раз в сутки | Только грудное молоко или детская смесь № 1 |
3 | Мальчики: 60–63
Девочки: 58–61 |
Мальчики: 5,9–6,9
Девочки: 5,4–6,4 |
Хорошо держит голову
Берет оказавшиеся рядом предметы и тянет в рот Немного приподнимает голову и грудь, лежа на животе Начинает «агукать» — произносить отдельные слоги Наблюдает за мимикой взрослых и пытается ей подражать |
Около 15 часов: 9–10 ночью и 4–5 днем, примерно 5 раз в сутки | Только грудное молоко или детская смесь № 1 |
4 | Мальчики: 63–65
Девочки: 61–64 |
Мальчики: 6,5–7,6
Девочки: 5,9–7 |
Уверенно держит голову
Поднимается на локти, лежа на животе Переворачивается с живота на спину и наоборот Не только тянет погремушки в рот, но начинает с ними играть Прислушивается к звукам Внимательно смотрит на отражение в зеркале |
Около 15 часов: 9–10 ночью и 4–5 днем, 4–5 раз в сутки | Грудное молоко или детская смесь № 1, возможен ранний прикорм овощным и фруктовым пюре |
5 | Мальчики: 65–67
Девочки: 63–66 |
Мальчики: 7–8,1
Девочки: 6,4–7,5 |
Поднимается на вытянутых руках, лежа на животе
Интересуется находящимися в поле зрения предметами С интересом разглядывает цветные картинки в книжках Пытается приподнять тело, лежа на боку или спине |
Около 15 часов: 9–10 ночью и 4–5 днем, 4 раза в сутки | Грудное молоко или детская смесь № 1, возможен ранний прикорм овощным и фруктовым пюре |
6 | Мальчики: 66–69
Девочки: 64–67 |
Мальчики: 7,4 —8,5
Девочки: 6,7–7,9 |
Ползает по-пластунски, не отрывая тела от поверхности
Пытается встать на колени из положения лежа Уверенно держит предметы, может пытаться их разобрать Играет с музыкальными игрушками, понимает, что звук появляется в ответ на его действия |
Около 14 часов: 10 ночью и 4 днем, 3–4 раза в сутки | Грудное молоко или детская смесь № 2, начало прикорма: безмолочные безглютеновые каши, овощное и фруктовое пюре |
7 | Мальчики: 68–71
Девочки: 66–69 |
Мальчики: 7,7–8,9
Девочки: 7–8,3 |
Садится и недолго сидит
Понимает отдельные фразы взрослых и может показать некоторые предметы С помощью мамы пьет из кружки Подражает звукам животных |
Около 14 часов: 10 ночью и 4 днем, 3–4 раза в сутки | Грудное молоко или детская смесь № 2, в меню включается мясное пюре, творог |
8 | Мальчики: 69–72
Девочки: 67–70 |
Мальчики: 8–9,3
Девочки: 7,3–8,6 |
Пытается подняться на ноги, держась за опору
Ползает на четвереньках Понимает «географию» квартиры, знает, где находится кухня, детская комната Складывает предметы в емкость Повторяет движения взрослых, например, может пританцовывать в кроватке, играть в «ладушки» |
Около 14 часов: 10 ночью и 4 днем, 3–4 раза в сутки | Грудное молоко или детская смесь № 2, в меню включаются адаптированные кисломолочные смеси, мультизлаковые каши |
9 | Мальчики: 71–74
Девочки: 69–72 |
Мальчики: 8,3 —9,6
Девочки: 7,6–8,9 |
Рвет листы в книжках и с удовольствием ими шуршит
Откликается на простые команды, например, понимает слова «кушать» и «нельзя» |
Около 14 часов: 11 ночью и 3 днем, 3 раза в сутки | Грудное молоко или детская смесь № 2, в меню включаются каши с кусочками фруктов, продукты более густой консистенции |
10 | Мальчики: 72–75
Девочки: 70–73 |
Мальчики: 8,5–9,9
Девочки: 7,8–9,2 |
Определяется с тем, кто он — правша или левша
Ставит предметы друг на друга, подталкивает один предмет другим Играет с мячиком Открывает незакрытые ящики и дверцы шкафов |
Около 14 часов: 11 ночью и 3 днем, 3 раза в сутки | Грудное молоко или детская смесь № 2, в меню включается йогурт |
11 | Мальчики: 73–76
Девочки: 71–75 |
Мальчики: 8,7–10,1
Девочки: 8–9,5 |
Делает первые шаги
Пытается самостоятельно раздеться и одеться Пробует самостоятельно есть ложкой Произносит первые слова — «мама», «папа», «баба» Понимает «да» и «нет», умеет выражать эти понятия, кивая и мотая головой |
Около 14 часов: 11 ночью и 3 днем, 3 раза в сутки | Грудное молоко или детская смесь № 2, в меню включается рыбное пюре |
12 | Мальчики: 74–77
Девочки: 72–76 |
Мальчики: 9–10,4
Девочки: 8,2–9,7 |
Начинает активно ходить
Умеет приседать Произносит несколько простых слов, обозначающих предметы и действия Пьет из кружки, обхватывая ее руками |
13–14 часов: 11 ночью и 3 днем, 2–3 раза в сутки | Грудное молоко или детская смесь № 3, в меню включаются перекусы — небольшие отдельные кусочки пищи |
Этапы развития*
Возраст Поведение
Сразу после рождения | Спит большую часть времени
Сосание Очищает дыхательные пути Плачет в ответ на дискомфорт и вмешательства |
4 недели | Подносит руки к глазам и рту
Двигает головой из стороны в сторону в положении лежа на животе Сопровождает объект движущийся по дуге на расстоянии около 15 см над лицом по средней линии Реагирует на шум некоторым образом (например, пугается, плачет, успокаивается) Может повернуться лицом к знакомым звукам и голосам Фокусируется на лице |
6 недель | Рассматривает объекты в поле зрения
Начинает улыбаться, когда c ним разговаривают Лежит плашмя на животе Держит голову при помещении в сидячее положение |
3 месяца | Держит голову сидя
Поднимает голову на 45° в положении лежа на животе Раскрывает и сжимает ладони Отталкивается, когда ступни прикосаются к плоской поверхности Раскачивается и тянется к свисающим игрушкам Сопровождает объект, перемещающийся по дуге над лицом от одной стороны к другой Пристально рассматривает лица Улыбается в ответ на звук голоса ухаживающего за ним человека Издает звуки |
5-6 месяцев | Держит голову неподвижно в вертикальном положении
Сидит с поддержкой Переворачивается, как правило, с живота на спину Тянется к объектам Узнает людей на расстоянии Внимательно слушает человеческие голоса Улыбается спонтанно Издает визг в восторге Лепечет на игрушки |
7 месяцев | Сидит без поддержки
Переносит некоторый вес на ноги, находясь вертикальном положении Передает объекты из руки в руку Сам держит бутылку Ищет упавший объект Реагирует на свое имя Реагирует на когда ему говорят «нет» Объединяет гласные и согласные, когда лепечет Двигает телом с волнением при ожидании игры Играет в «ку-ку» |
9 месяцев | Сидит хорошо
Ползает на животе или перемещается на руках и коленях Самостоятельно пытается встать из положения сидя Проявляет активность, чтобы достать игрушку, которая находится вне досягаемости; протестует, если игрушку забрали Садится из положения лежа на животе Стоит, держась за что-то или за кого-то Говорит «мама» или «папа» без разбора |
12 месяцев | Ходит, держась за мебель («прогуливаясь») или чью-то руку
Может пройти 1 или 2 шага без поддержки Стоит несколько секунд Говорит «папа» и «мама» соответствующему лицу Пьет из чашки Хлопки руками и машет рукой до свидания Произносит несколько слов |
18 месяцев | Ходит хорошо
Может подняться по лестнице с поддержкой Рисует вертикальные штрихи Делает башню из 4 кубиков Переворачивает несколько страниц книги за раз Произносит около 10 слов Тянет игрушки за веревку Частично питается самостоятельно |
2-2½ года | Бегает хорошо/с координацией
Карабкается вверх по мебели Прыгает Поднимается вверх и вниз по лестнице самостоятельно Хорошо держит ложку в руке Переворачивает отдельные страницы книги Делает башню из 7 кубиков Открывает двери Рисует каракули в средине круга Одевает простую одежду Составляет предложения из 2 или 3 слов Озвучивает потребность пойти в туалет |
3 года | Сформировавшаяся походка при ходьбе
Катается на трехколесном велосипеде Отдает предпочтение одной руке над другой Копирует круги Одевается хорошо, за исключением кнопок и шнурков Считает до 10 и использует множественные числа Распознает, по крайней мере, 3 цвета Постоянно задает вопросы Хорошо ест самостоятельно Может позаботиться о туалетной потребности (примерно 50% детей) |
4 года | Чередует ноги, поднимаясь или спускаясь по лестнице
Бросает мяч над головой Подпрыгивает на одной ноге Копирует крестообразные схемы Самостоятельно одевается Моет руки и лицо |
5 лет | Бегает вприпрыжку
Ловит отскакивающий мяч Копирует треугольник Рисует человека из 6 частей Распознает 4 цвета Одевается и раздевается без помощи |
6 лет | Прогуливается вдоль прямой линии с пятки на носок
Пишет имя |
* Последовательность достаточно постоянна, но сроки наступления этапов варьируют; время вверху показывает средние значения. |
Влияние окружающей среды, начиная от питания и до стимуляции и от влияния болезней до воздействия психологических факторов, взаимодействует с генетическими факторами и определяет темпы и характер развития.
Оценка развития происходит постоянно родителями, персоналом школы и врачами при обследовании детей. Для более специфического мониторинга развития доступны многие инструменты. Денверский скрининговый тест оценки развития II облегчает оценку нескольких периодов. Распределение по баллам указывает средний возраст наступления определенных этапов и хорошо показывает критическую концепцию диапазона нормальности. Могут быть использованы также и другие инструменты.
Развитие моторики у детей
Развитие моторных навыков включает развитие мелкой моторики (например, способность брать в руки мелкие предметы, рисование) и грубой моторики (ходьба, подъем по лестнице). Это непрерывный процесс, зависящий от особенностей семьи, факторов окружающей среды (например, если деятельность ограничена продолжительной болезнью), а также специфических расстройств (например, ДЦП, умственной отсталостью, мышечной дистрофей).
Дети обычно начинают ходить в 12 месяцев, могут подняться по лестнице в 18 месяцев и хорошо бегать в 2 года, но возраст достижения этих этапов развития у нормальных детей варьируется в широких пределах. Развитие моторных навыков не может быть значительно ускорено применением усиленной стимуляции.
Язык и речевое развитие у детей
Способность понимать язык предшествует способности говорить; дети, способные произнести несколько слов, обычно в состоянии понять значительно больше. Хотя задержка выразительной речи обычно не сопровождается другими задержками развития, всех детей с выраженной задержкой речевого развития необходимо обследовать на другие задержки развития. Дети, у которых выражена задержка как восприятия, так и выразительной речи, часто имеют и другие проблемы развития. Оценку любой задержки нужно начинать с оценки слуха. Большинство детей с задержкой речевого развития имеют нормальный интеллект. Некоторые исследования указывают на то, что дети с ускоренным развитием речи обладают интеллектом выше среднего.
Речь прогрессирует от произнесения гласных звуков (гуление) к составлению слогов, начинающихся с согласных (ба-ба-ба). Большинство детей могут сказать «папа» и «мама», особенно к 12 месяцев, произносят несколько слов в 18 месяцев и формируют 2-3 фразы к 2-м годам. Среднестатистический трехлетний ребенок может вести разговор. 4-летний ребенок может рассказывать простые истории и участвовать в беседе со взрослыми или другими детьми. 5-летний ребенок имеет словарный запас в несколько тысяч слов.
Даже в возрасте до 18 месяцев, дети могут слушать и понимать историю, которую им читают. К 5 годам дети способны расказать алфавит и распознавать простые напечатанные слова. Эти навыки являются фундаментальными для обучения чтению простых слов, фраз и предложений. В зависимости от восприятия книг и природных способностей, большинство детей начинают читать в возрасте 6-7 лет. Эти временные интервалы крайне непостоянны.
Когнитивное развитие у детей
Когнитивное развитие относится к интеллектуальному созреванию детей. В большей степени соответствующие приспособления и воспитание в младенчестве и раннем детстве признают важнейшими факторами когнитивного развития и эмоционального здоровья. Например, чтение детям с самого раннего возраста дает опыт, стимулирующий умственное развитие, обеспечивает теплые и конструктивные отношения, серьезно влияющие на развитие в этих областях.
Интеллект маленьких детей оценивают по языковым навыкам, любознательности и способности решать задачи. Когда дети начинают больше общаться вербально, интеллектуальные функции становится легче оценить с помощью ряда специализированных клинических инструментов. Как только дети идут в школу, они подвергаются постоянному мониторингу в рамках учебного процесса.
В возрасте 2 лет, большинство детей понимают концепцию времени в широком смысле. Многие 2- и 3-летние дети считают, что все, что произошло в прошлом случилось «вчера», и все, что будет происходить в будущем произойдет «завтра». Ребенок в этом возрасте имеет яркое воображение, но ему трудно отличить фантазии от реальности.
К 4 годам, большинство детей имеют более сложное понимание времени. Они понимают, что день делится на утро, день, и ночь. Они могут даже различать изменения во временах года.
К 7 годам, интеллектуальные возможности детей становятся более сложными. К этому времени дети становятся все более способными сосредотачиваться более чем на одном аспекте события или ситуации одновременно. Например, дети школьного возраста могут понять, что высокий узкий контейнер может содержать такое же количество воды, как — низкий широкий. Они могут понять, что лекарства могут иметь неприятный вкус, но приняв их, им станет лучше, или, что их мать может злиться на них, но все равно будет любить их. У детей все в большей степени увеличивается восприятие значения другого человека и таким образом они учатся понимать очередность действий при разговорах и играх. К тому же, дети школьного возраста становятся способными соблюдать согласованные правила игры. Дети этого возраста все более склонны рассуждать, используя наблюдательность и несколько точек зрения.
Эмоциональное и поведенческое развитие у детей
Эмоции и поведение ребенка зависят от его уровня развития и темперамента. Каждый ребенок имеет индивидуальный характер или настрой. Некоторые дети могут быть веселыми, приспосабливающимися и легко развивать регулярные повседневные занятия, такие как сон, бодрствование, питание и другие ежедневные действия. Эти дети, как правило, положительно реагируют на новые ситуации. Другие дети не очень хорошо адаптируются и могут иметь нарушения нормальной деятельности в их повседневной жизни. Эти дети, как правило, негативно реагируют на новые ситуации. Остальные дети находятся между этими группами детей.
Эмоциональный рост и приобретение социальных навыков оценивают, наблюдая взаимодействие детей с другими людьми в повседневной жизни. Когда дети овладевают речью, становится возможным намного более точно понять их эмоциональное состояние. Как и интеллект, эмоциональное состояние можно выявить точнее с помощью специализированных инструментов.
Плач — первоначальное средство общения младенца. Младенцы плачут если они голодны, чувствуют себя не комфортно или болезненно, и по многим другим причинам, которые не могут быть очевидными. Младенцы плачут обычно 3 часа на день в возрасте 6 недель, как правило с уменьшением периодов плача до 1 часа в день, к 3 месяцам. Родители, как правило, предлагают плачущему младенцу пищу, меняют его пеленки, ищут источник боли или дискомфорта. Если эти меры безуспешны, то иногда может помочь убаюкивание ребенка на руках. В некоторых случаях ничего не успокаивает ребёнка. Если причина плача — голод, то ребенок будет охотно есть, если — нет, то родители не должны насильно кормить плачущего младенца.
В возрасте около 8 месяцев младенцы обычно тревожнее переносят, когда родителей нет рядом. Разделение перед сном в таких местах, как детский сад, может быть очень болезненным для ребенка и сопровождаться истерикой. Такое поведение может продолжаться в течение нескольких месяцев. Для многих детей старшего возраста, особое одеяло или мягкая игрушка служит в это время переходным объектом, который действует как символ отсутствующего родителя.
В возрасте 2-3 лет, дети начинают испытывать свои границы и делать то, что им запрещается, просто чтобы посмотреть, что произойдет. Частое слово «нет», которое дети слышат от родителей, отражает стремление к независимости в этом возрасте. Хоть для родителей и детей истерики очень болезненны, но это нормальное состояние, которое помогает детям показать свое замешательство, когда они не могут выразить словами свои чувства. Родители могут помочь уменьшить количество истерик, не позволяя их детям переутомляться или сильно расстраиваться, зная модели поведения детей и избегая ситуаций, которые могут вызвать истерики. Некоторые дети трудно контролируют свои эмоциональные импульсы, поэтому родители должны установить более жесткие ограничения, что поможет урегулировать и сделать безопасным их восприятие мира.
В возрасте 18 месяцев – 2 года у детей обычно происходит половая самоидентификация. В дошкольном возрасте дети также получают представление о гендерной роли, о том, что обычно делают мальчики и девочки, хотя на это также влияет и культура. В этом возрасте дети начинают изучать гениталии и сопоставлять половую принадлежность с телом.
В возрасте от 2 до 3 лет дети начинают играть с другими детьми более интерактивно. Хотя они по-прежнему могут относиться собственнически к игрушкам, они могут начать делиться ими и даже играть ими с соблюдением очереди. Заявление права собственности на игрушки, посредством слов: «Это мое!» помогает им утверждаться как личности. Хотя дети в этом возрасте стремятся к независимости, они по-прежнему нуждаются в родителях, чтобы чувствовать защиту и поддержку. Например, если им любопытно, они могут отойти от своих родителей, но когда позже им становится страшно, они прячутся за своими родителями.
В возрасте 3-5 лет многие дети начинают с интересом играть в воображаемые игры и с воображаемыми друзьями. Воображаемые игры позволяют детям спокойно разыгрывать различные роли и сильные чувства всеми возможными способами. Воображаемые игры также помогают детям развиваться социально. Они учатся разрешать конфликты с родителями или другими детьми путем излияния своей досады и поддержки самооценки. Также в это время появляются типичные детские страхи такие, как «монстры в шкафу». Эти страхи являются нормальными.
В возрасте 7-12 лет дети руководствуются многочисленными личными проблемами: проблемой самооценки, основой для которой является понимание своего места в классе; проблема отношений со сверстниками, которая определяется способностью хорошо общаться и вписываться в среду; и проблема семейных отношений, когда дети питаются получить одобрение от родителей, братьев и сестер. Хоть и кажется, что многие дети равняются на сверстников, но они, по-прежнему, в первую очередь смотрят на родительскую поддержку и указания. Братья и сестры служат образцом для подражания, источником поддержки и критики относительно того, что можно и нельзя делать. Этот период времени очень активный для детей, которые задействованы во многих мероприятиях и они готовы исследовать новые виды деятельности. В этом возрасте дети жаждут знаний и часто хорошо реагируют на советы по безопасности, здоровому образу жизни, избежанию поведения с высокой степенью риска.
Физическое развитие ребенка по месяцам
Поговорим об основных фактах о развитии малыша с рождения до года. Так, нормальный рост является одним из главных признаков здоровья грудного ребенка. Специалисты оценивают вес детей по возрасту в соответствии с нормами роста и массы тела, которые были разработаны ВОЗ. Новые нормы роста, представленные в виде графиков, были опубликованы ВОЗ в 2006 году и стали доступны специалистам и всем лицам, осуществляющим уход за детьми. Графики роста детей до года показывают, что дети в любом регионе мира при наличии правильной практики кормления, надлежащего ухода за их здоровьем и безопасной окружающей среды способны достичь одинакового уровня роста, массы тела и общего развития. На сайте ВОЗ и нашем сайте прибавки массы и роста малыша представлены для Вашего удобства в виде таблиц по возрастам и полу.
Как оценивать развитие ребенка по таблицам.
Прежде всего специалист смотрит, чтобы параметры развития новорожденного малыша по месяцам не выходили за пределы средних значений — это так называемая «золотая середина», абсолютно нормально, если Ваш малыш имеет параметры массы и роста в пределах т.н. «выше среднего» и «ниже среднего», что касается «низких» и «высоких» значений, то для таких малышей важно, чтобы все остальные «навыки и умения» соответствовали возрасту, в этом случае конкретные цифры массы и роста являются его индивидуальной особенностью.
Конечно, возможны ситуации, когда может потребоваться помощь специалиста, но у практически здорового малыша такие ситуации крайне редки.
На сайте ВОЗ, в мобильных приложениях динамика прибавки роста им массы представлена графически. Такие графики набора веса и роста могут быть вложены для удобства в амбулаторную карту ребенка или его историю болезни. Кроме графического отражения параметров развития малыша эксперты ВОЗ представили таблицы, в которых отражены показатели роста и веса по месяцам, и они также могут использоваться для оценки физического развития малыша.
Почему стали неактуальными прежние нормы развития ребенка до года, и родители очень часто говорят о том, что рост и масса их малыша «не соответствуют никаким нормам»?
Дело в том, что существовавшие ранее показатели веса грудного ребенка по месяцам были разработаны на основании данных о физическом развитии большого количества детей, которые имели разные варианты вскармливания. А эксперты ВОЗ для разработки новых норм роста инициировали крупномасштабное исследование, включив в него детей, находящихся в своего рода «идеальных» условиях, и получили эталонные показатели физического развития детей. Как известно, темпы роста напрямую зависят от практики вскармливания.
Показатели психомоторного развития детей до года также были разработаны достаточно давно, но до сих пор остаются актуальными, этапы НПР и системы развития ребенка представлены в таблицах с учетом основных эпикризных сроков, т.е. условных возрастных точек в 3, 6, 9, 12 месяцев, когда доктор оценивает основные параметры развития малыша. На сегодняшний день доказано, что психическое развитие и эмоциональное развитие ребенка напрямую зависит от влияния наследственности и окружающей среды. В частности, наследственность программирует потенциал ребенка, а окружающая среда, то есть семья, влияет на то, как этот потенциал будет реализован. Это означает, что те показатели, которые Вы видите в таблице Ваш малыш реализует в том случае, если с ним постоянно заниматься, разговаривать, соблюдать режим дня грудничка, не использовать гаджеты.
А формирование навыков и умений, развитие речи, все, что отражено в календаре развития ребенка, безусловно, напрямую будет зависеть от активности родителей.
Календарь развития ребенка в 3 месяца
Нормы для мальчика
Рост (см)Вес (кг)
Низкий | Ниже 59,0 | Ниже 5,5 |
Ниже среднего | 59,0-60,1 | 5,5-5,9 |
Средний | 60,2-63,0 | 6,0-6,9 |
Выше среднего | 63,1-64,2 | 7,0-7,5 |
Высокий | Выше 64,2 | Выше 7,5 |
Нормы для девочки
Рост (см)Вес (кг)
Низкий | Ниже 57,3 | Ниже 5,0 |
Ниже среднего | 57,3-58,4 | 5,0-5,3 |
Средний | 58,5-61,3 | 5,4-6,4 |
Выше среднего | 61,4-62,7 | 6,5-6,9 |
Высокий | Выше 62,7 | Выше 6,9 |
Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 3 месяцев
Зрительные реакции | Фиксирует взгляд на лице взрослого, игрушке |
Слуховые реакции | Ищет глазами издающего звуки |
Эмоции | Комплекс оживления: в ответ на общение проявляет радость улыбкой, движениями рук, звуками |
Общие движения | Удерживает голову в вертикальном положении, при поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах |
Движения рук | Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на расстоянии около 10-15 см |
Развитие активной речи | Произносит отдельные звуки |
Навыки | Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову |
Календарь развития ребенка в 6 месяцев
Нормы для мальчика
Рост (см)Вес (кг)
Низкий | 61,2-63,3 | 5,7-6,3 |
Ниже среднего | 63,3-65,5 | 6,3-7,1 |
Средний | 65,5-69,8 | 7,1-8,9 |
Выше среднего | 69,8-71,9 | 8,9-9,9 |
Высокий | 71,9-74,1 | 9,9-11,0 |
Нормы для девочки
Рост (см)Вес (кг)
Низкий | 58,9-61,2 | 5,1-5,7 |
Ниже среднего | 61,2-63,5 | 5,7-6,5 |
Средний | 63,5-68 | 6,5-8,3 |
Выше среднего | 68-70,3 | 8,3-9,4 |
Высокий | 70,3-72,5 | 9,4-10,6 |
Норма развития ребенка в 6 месяцев
Зрительные реакции | Отличает своих людей от чужих. Начинает различать цвета |
Слуховые реакции | Хорошо различает тон голоса, с которым к нему обращаются |
Эмоции | Громко смеется |
Общие движения | Поворачивается с живота на спину. Осваивает ползание и может подползти к игрушке. Учится сидеть без поддержки |
Движения рук | Свободно берет игрушки в руки из разных положений. Перекладывает предметы из одной руки в другую |
Развитие активной речи | Свободно берет игрушки в руки из разных положений. Перекладывает предметы из одной руки в другую |
Навыки | Берет пищу губами с ложки для кормления |
Календарь развития ребенка в 9 месяцев
Нормы для мальчика
Рост (см)Вес (кг)
Низкий | Ниже 69,2 | Ниже 7,8 |
Ниже среднего | 69,2-70,4 | 7,8-8,2 |
Средний | 70,5-73,5 | 8,3-9,6 |
Выше среднего | 73,6-74,9 | 9,7-10,3 |
Высокий | Выше 74,9 | Выше 10,3 |
Нормы для девочки
Рост (см)Вес (кг)
Низкий | Ниже 67,1 | Ниже 7,1 |
Ниже среднего | 67,1-68,6 | 7,1-7,5 |
Средний | 68,5-71,8 | 7,6-8,9 |
Выше среднего | 71,9-73,3 | 9,0-9,7 |
Высокий | Выше 73,3 | Выше 9,7 |
Норма развития ребенка в 9 месяцев
Зрительные реакции | Узнает знакомые лица |
Слуховые реакции | Совершает плясовые движения под плясовую музыку |
Эмоции | Подражает действиям другого |
Общие движения | Переходит от предмета к предмету слегка придерживаясь за них |
Движения руки / Действия с предметами | Действует с предметами по-разному в зависимости от их свойств (катает, передвигает и т.д.) |
Понимаемая речь | На вопрос «где» находит предметы, знает их местоположение. Знает свое имя. Откликается на зов |
Развитие активной речи | Подражает взрослому, произносит слоги, которые уже находятся в его лепете |
Навыки | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок |
Календарь развития ребенка в 12 месяцев
Нормы для мальчика
Рост (см)Вес (кг)
Низкий | Ниже 67 | Ниже 7,0 |
Ниже среднего | 67-70 | 7,0-7,8 |
Средний | 71-80 | 8,0-12,0 |
Выше среднего | 81-83 | 12,1-13,2 |
Высокий | Выше 83 | Выше 13,2 |
Нормы для девочки
Рост (см)Вес (кг)
Низкий | Ниже 66 | Ниже 6,2 |
Ниже среднего | 66-68 | 6,2-6,9 |
Средний | 69-78 | 7,0-11,0 |
Выше среднего | 779-82 | 11,1-13,1 |
Высокий | Выше 82 | Выше 13,1 |
Норма развития ребенка в 12 месяцев
Зрительные реакции | Узнает знакомые лица |
Эмоции и социальное поведение | Протягивает игрушку другому ребенку и сопровождает это смехом или лепетом, ищет игрушку или предмет, спрятанный другим ребенком |
Движения руки / Действия с предметами | Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. Переносит разученные действия с предметом на другой |
Общие движения | Ходит самостоятельно (без опоры) |
Понимаемая речь | Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: «принеси», «найди», «отдай», «положи на место», понимает слово «нельзя» |
Развитие активной речи | Легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов |
Навыки | Самостоятельно пьет из чашки, держит чашку, пьет и ставит чашку |
Таким образом, мы с Вами видим динамику физического развития Вашего малыша до года и самая важная мысль в этом обсуждении следующая: пусть всякий раз наблюдая за малышом Вас переполняет любовь, забота, теплота общения, пусть Ваш малыш будет самым любимым и особенным для Вас, наслаждайтесь первым годиком жизни Вашего крохи.
Психическое развитие детей
С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.
Норма развития для разного детского возраста
Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.
Итак, давайте рассмотрим, как в норме должен развиваться ребенок.
- 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
Также в этом возрасте уже можно определить, каким будет ваш ребенок – активным, спокойным, энергичным и так далее.
- 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
Улучшается концентрация внимания и память. Уже к 8-ми месяцам ребенок понимает, что при исчезновении из поля зрения человек никуда не пропадает, он и далее существует.
- 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
- 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
Также в этом возрасте дети учатся испытывать сложные эмоции. Например, стыд, вину, смущение и так далее. Они начинают лучше понимать других людей. Кроме того, формируются навыки самоконтроля – дети могут откладывать что-то на потом, например, определенную игру. Также они продолжают учиться имитировать все подряд. Примечательно, что в этом возрасте наблюдается и гендерное разделение – например, мальчики предпочитают играть в машинки, девочки – в куклы. Еще детям в этом возрасте нравится изображать себя каким-то героем в процессе игр. Интересно, что в этом же возрасте дети уже не испытывают прежнюю тревогу при виде уходящего родителя.
- 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
Интересно, что в этом же возрасте формируются определенные механизмы демонстрации эмоций, развивается понимание культурных норм и нравственных убеждений общества. Память уже у детей становится гораздо сильнее и шире. Если вы хотите проверить ребенка, назовите несколько раз 4 предмета, например «мяч, кровать, игрушка, йогурт». В норме ребенок должен это запомнить.
- В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.
Уже в 5 лет также ребенок понимает, что пол не меняется, что девочки отличаются от мальчиков, и каждая гендерная группа ведет себя соответственно общественным стандартам и нормам. Девочки более спокойные и любят тихие игры, мальчики – наоборот. Также в 2-5 лет дети обучаются обслуживать свои естественные потребности – есть самостоятельно, одеваться, пользоваться туалетом. Важно учесть, что в этом же периоде дети пытаются исследовать половые органы (как свои, так и своих сверстников). Это естественный интерес, и не надо ребенка за это стыдить — так вы разовьете в нем только комплексы.
Расстройства и нарушения детского психического здоровья
Безусловно, все нормальные родители мечтают, чтобы у них были здоровые и счастливые дети. Современная медицина и планирование родительства позволяют пройти все необходимые обследования, предписания и рекомендации и воспитать здорового ребенка. Тем не менее, иногда случаются сбои. Да, человеческий организм — это очень сложный механизм, и медицина до сих пор не может дать ответы на ряд вопросов. В каком возрасте проявляются отклонения от нормы? Это зависит от разновидности заболевания. К сожалению, в раннем периоде развития определить патологию психического характера очень сложно. А потом бывает и поздно. Почему вообще могут страдать дети, какие причины могут спровоцировать психическое отклонение? Существует 2 основных причины:
- воздействие внешней среды;
- обстановка;
- генетическая наследственность.
Под воздействием внешней среды специалисты понимают травмы, интоксикацию определенными веществами, инфекционные болезни. Так, они тоже имеют свою классификацию:
- те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
- в натальном (в процессе родов);
- в постнатальном.
Немалое значение имеет, собственно, та обстановка, в которой вынужден расти ребенок. Если он с самого детства развивается в неблагополучной семье, то впоследствии могут проявляться:
- педагогические отклонения;
- эмоциональные депривации;
- социальная девиация.
Какими могут быть отклонения у детей?
1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.
Как определить норму?
О норме развития свидетельствуют следующие факторы.
1. Ребенок развивается на уровне своих сверстников. 2. Поведение ребенка не вызывает недоуменных вопросов общества – он не проявляет антисоциального поведения. 3. Ребенок может проявлять индивидуальные особенности развития, но в общей картине они не сильно различаются от принятых стандартов развития. Таким образом, дети развиваются нормально, если у них:
- нормальное психическое функционирование;
- нормально работают органы чувств;
- прослеживается последовательность в обучении;
- правильно работает головной мозг.
Отлично, в таком случае возникает вопрос – что делать, если у ребенка все же имеются определенные симптомы нарушений? В такой ситуации необходима реабилитация, в особенности – если мы говорим о детях с физическими или психическими дефектами. Это и медицинское лечение, и педагогическая коррекция. Если, например, речь идет о психических нарушениях, можно совместными усилиями запустить компенсаторные механизмы и сгладить последствия.
Психология и особенности отклонений в развитии
Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.
Что делать, если есть подозрения на отклонение в развитии?
Заметим сразу, что обследование должны вести только специалисты, которые могут установить, в чем конкретно заключается проблема. Так, привлекаются психологи, психиатры, врачи разных направлений, дефектологи и логопеды. В частности, родителям следует пройти психолого-медико-педагогическое консультирование. В отношении детей обычно применяется психологическая и медицинская разновидности диагностики. При медицинской диагностике применяется:
- сбор анамнеза;
- внешний осмотр;
- оценка психического и неврологического статуса.
Если говорить о психологической диагностике, то обязательно изучаются условия, в которых живет и развивается ребенок. Изучается уровень развития концентрации и памяти, мышления, внимания, интеллекта и эмоциональной сферы. Далее, в зависимости от выявленных нарушений, назначается коррекция. Заметим, что многие детские нарушения с возрастом проходят, поэтому, если специалисты поставили определенный диагноз, это вовсе не значит, что он на всю жизнь. При определенных усилиях ребенка можно вылечить, и в таком случае диагноз будет позже отменен.
Источники:
- https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-metody-obuchenija-i-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
- https://foma.ru/vospitat-rebenka-po-ushinskomu.html
- https://www.huggies.ru/library/uhod-za-mladentsem/etapy-razvitiya-rebenka/kalendar-razvitiya-rebenka
- https://www.msdmanuals.com/ru/professional/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82-%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
- https://www.nestlebaby.ru/articles/fiziceskoe-razvitie-rebenka-po-mesacam
- https://www.israclinic.com/nashi-publikatsii/psikhoterapiya/psikhicheskoe-razvitie-detey/