Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга

T

Партнерство Cartier и Эрмитажа началось почти 30 лет назад — в 1992 году, когда Ленинград переименовали в Петербург, в музее открылась выставка «Искусство Картье». Недавно Эрмитаж и ювелирный дом, который был официальным поставщиком двора Романовых, объявили о новом этапе сотрудничества: Cartier принял участие в реставрации пяти экспонатов из музейного фонда, а в Зимнем дворце выставили 30 шедевров из собрания Cartier. Главный редактор BURO. Катя Дарма рассказывает, как экспонаты с выставки 1992 года сформировали ее любовь ко всему красивому, и призывает не пропускать новую экспозицию.

КАТЯ ДАРМА

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР BURO.

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:273,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:273,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:273,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:273,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Когда я была ребенком и еще даже не ходила в школу, у меня были две любимые книги. Одна — «Главное чудо света», это книга о том, как работает человеческое тело. Вторая — «Искусство Cartier», выпущенная по следам выставки Cartier Collection 1992 года в Эрмитаже. На каждой странице были фотографии украшений дома, истории их создания. И пока другие дети читали сказки, меня было не оторвать от этой книги. Я листала ее бесконечно, знала наизусть каждый объект с ее страниц. С какими-то я играла, мысленно примеряя на себя. Глядя на другие, пыталась разобраться, как такое вообще возможно — как это сделано так тонко, как это работает?

Можно сказать, с «Искусства Cartier» началась моя любовь ко всему красивому. Кто знает, заинтересовалась ли бы я модой, стала ли бы главредом BURO., если бы ко мне в руки не попала когда-то эта книга? Вполне возможно, что и нет. Ведь все, что мы встречаем в детстве, накладывает свой отпечаток. Сталкиваясь с красивым, развиваешь эстетику и вкус, учишься распознавать красоту — что очень важно. И эти вещи остаются с тобой уже на всю жизнь — а в чем-то, может быть, ее определяют.

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:6,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:6}},{«id»:3,»properties»:{«x»:1,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:-6}},{«id»:4,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:7,»properties»:{«duration»:1,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeInOut»,»automatic_duration»:true}},{«id»:2,»properties»:{«duration»:1.2,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeInOut»,»automatic_duration»:true}},{«id»:5,»properties»:{«duration»:0.6,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeInOut»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Спустя почти 30 лет с тех пор, как я встретилась с «Искусством», влюбившись в исторические украшения Cartier, мне довелось увидеть их вживую. Те самые объекты, которые я когда-то рассматривала в книге, снова оказались в Эрмитаже — уже на выставке «Cartier: продолжая историю», открывшейся в воскресенье. И встрече с некоторыми из них я была особенно рада.

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:120,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:120,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

{«points»:[{«id»:4,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:6,»properties»:{«x»:-1,»y»:121,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:5,»properties»:{«duration»:121,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»SlowMo.ease.config(0.3, 0.7, false)»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Как и другие маленькие девочки, в детстве я постоянно представляла себя особой королевских кровей. Так что моей любимицей была эта тиара с бриллиантами и натуральным жемчугом. Я примеряла ее — конечно, только в воображении, но с ним проблем у меня не было, — и чувствовала себя настоящей принцессой! Русской принцессой — ведь вдохновлена она была как раз Россией, живописным народным костюмом. И называли такие тиары kokoshnik — как традиционный русский головной убор. Тиары Cartier ценили и девушки из императорской семьи — в 1907 году дом стал официальным поставщиком императорского двора, — и другие аристократки. В тиаре именно французского дома, например, выходила замуж за Феликса Юсупова Ирина, племянница Николая II. Хотя то была совсем другая вещь, уже не похожая на kokoshnik.

Королевским казался мне и гребень с аметистами: такой легко было представить в волосах сказочной царевны. И хотя гребень был частью гарнитура — на страницах «Искусства» красовался в компании колье, серег и броши с теми же гранеными камнями, — по-настоящему из всего сета интересовал меня почему-то только он один.

Настоящий восторг у меня вызывали часы со стрелками, словно зависшими в воздухе. Я не могла понять, как они работают — как движется эта стрелка, ничем не закрепленная? Никакого рационального объяснения этим часам придумать я не могла. И про себя решила, что это магическая вещь. Вмешательство волшебства все объясняло — и мне в пять лет это казалось объяснением вполне правдоподобным. Хотя сегодня я раскрыла секрет этих часов и уже знаю, что внутри — механизм из двух очень тонких и абсолютно прозрачных пластин, благодаря которому часы и показывают время.

А некоторые украшения поразили меня в детстве просто красотой, как, например, эта подвеска с сапфирами — особенно крупный камень сияет прямо из «сердца» украшения. Или браслет Tutti Frutti с целой россыпью броских, красочных камней. Здесь и рубины, и сапфиры, и бриллианты — как не залюбоваться! И в жизни — здесь можно было и не сомневаться — он оказался даже еще красивей, чем на книжных страницах в моих детских воспоминаниях.

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:6}},{«id»:4,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:-6}},{«id»:6,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:0.4,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}},{«id»:5,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}},{«id»:7,»properties»:{«duration»:0.4,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Cartier многое связывает с Россией. Русский стиль часто вдохновлял новые украшения Дома, и многие русские аристократы были его преданными клиентами. Тесная связь Cartier с Россией прервалась из-за революции. Вернулся в страну дом как раз в 1992 году, когда прошла та самая выставка, по мотивам которой и была издана моя книга. И прошла она тоже в Эрмитаже. С петербургским музеем у Cartier тоже особенные отношения, ведь их объединяют не только совместные мероприятия. Вот уже пять лет как Cartier помогает мастерским Эрмитажа возвращать к жизни объекты из музейных запасников. И пять таких объектов как раз представлены на текущей выставке «Cartier: продолжая историю». Публике их показывают впервые — а сопровождают их 30 украшений из исторической Cartier Collection.

Государственный Эрмитаж, Зимний дворец, до 18 апреля 

false7671300falsetruetrue[object Object]{«width»:1000,»column_width»:60,»columns_n»:12,»gutter»:25,»line»:20}{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}»}

Источник: buro247.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: